![suzdal-zmey-01[1] suzdal-zmey-01[1]](https://ic.pics.livejournal.com/dubadam/4942670/2912/2912_original.jpg)
А. Среди византийских змеевиков чётко различаются две группы памятников: змеевики «семиголовые» и змеевики «двенадцатиголовые». Это выложили статью 1974 года Залесская В.Н. К вопросу об атрибуции суздальского змеевика (в связи со статьей А.В.Рындиной «Суздальский змеевик») - без ссылки на источник (ВВ) и без списка литературы, зато с картинкой змеевика.
В зависимости от внешнего вида змееобразной фигуры они связаны с различными, как по содержанию, так и по времени наибольшего распространения, апокрифами. Так, «двенадпатиголовые» змеевики соответствуют описанию многоименного беса, которое дается в византийских средневековых заклинательных молитвах, получивших широкое распространение к XII в. Змееобразная фигура на «семиголовых» змеевиках может быть сопоставлена с описанием дьявола в магическом трактате «Завет Соломона».
Русские змеевики, пишут, делались в два приёма: один мастер делал змеиное изображение, а другой делал русскую круговую надпись. Змеиное изображение могло быть семи- или двенадцатиголовым (как например на черниговском змеевике), т.е. по византийскому образцу, и тогда змеиный мастер - скорее всего византиец.
Но вот суздальский вариант шестиголовый, и по статье - судя по технике - змеиный мастер мог быть всё равно византиец, но по русскому заказу (а русский текст был делом уже второго - русского - мастера). Правда, в статье Рындиной шесть голов приводят к стандартным семи, плюсуя к шести центральную. Этому однако противоречит то, что центральная голова - не змеиная. Плюс русский заказ. Может быть, текст надписи содержит некую наводку. Обсуждается богомильческий контекст, например.
Б. И, значится, вопрос: если змей таки шесть, то какой здесь апокриф?