Карта Санкт-Петербурга до его основания
Российская историография предпочла вычеркнуть 92 года из истории города и представила дело так, что к моменту появления тут русских войск, устье Невы являло собой безлюдные «берега пустынных волн», на которых постоял Петр, «дум великих полн», и решил основать там стольный град Санктъ-Петербурхъ. Вопреки «пустынности» невских берегов, прибывшие русские вельможи селились в домах, ранее принадлежащих местной шведской знати (например, имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу стало Летним садом); кирпич для строительства Петропавловской крепости производился тут же, в Ниене; продовольствие поставлялось из деревень «Большого Ниена». Впоследствии по приказу Петра I крепость Ниеншанц была разрушена — видимо, чтобы уничтожить конкурента в борьбе за право исторического первородства
Вот такой текстик. С картинками, все дела.
А теперь на самом деле:
1) "Усадьба фон Коноу" вплоть до конца шведского времени полностью по документам называется "Усадище Супонева", откуда и шведское название Адмиралтейского острова - Усадисса Гольм; Супоневы - первородные хозяева усадьбы, по шведскому же признанию того, кто у кого в доме поселился. "Местная шведская знать" - вообще прелестное выражение. Чистейший образец. Особенно если к этому вспомнить вдобавок померанское происхождение местных шведских фон Коноу.
2) Петр не разрушал крепость Ниенсканс после того, как её взял. Он наоборот её вооружил двумястами пушками. И переименовал в Шлотбург. Так не делают, когда хотят разрушить. В плане было и стены восстановить, но все ресурсы были направлены на Петропавловскую крепость и новый город. А в ходе Северной войны шведы ещё дважды крепость брали, и их оттуда выбивали. Пять взятий крепости за пять лет - вот от чего дерево-земляная крепость разрушилась.
Текстик перепощен уже десяток раз. Комменты - ах, как интересно, спасибо и т.д. Забавно, что цель заявлена прямо и недвусмысленно: чтобы у истории города отобрать русское право историографического первородства.
Запостил изготовителю высера ещё пару ходовых набросов из этой серии: что Пётр, разрушая первородный шведский дерево-земляной город, возил камни оттуда на свои постройки, и про полмиллиона рабов, строивших крепость за Заячьем острове, на костях которых теперь стоит Петербург.
Карту, что характерно, писатель стянул и перефотошопил из размещённой на востлите работы Возгрина и Шаскольского 1978 года, то есть оказывается - из той самой нашей историографии, которая самым подлым образом "замалчивает 92 года", чтобы отобрать первородство, и так далее, и тому подобное. Там дальше в постинге карта Крониорта 1698 года, переизданная в одном из русских собраний карт местности (Цылова) середины 19 века с другого русского же издания этой карты середины 18 века, и по русским надписям видно, что это русская историография издаёт исторические сведения как раз за те самые "умалчиваемые" 92 года. Деятель не просто ошибается по русской историографии - деятель осознанно лжёт. Целенаправленно.
Вообще любая серьёзная русская работа по истории города начинается с описания того, что было при шведах. Были и специальные работы по допетровской истории. Гиппинг например опубликовал собрание шведских допетровских карт местности, за что получил русскую премию. Такая вот русская историография.
Кстати, где-то я видел подборочку из десятка набросов на петербургское первородство. Там был темник, а тут похоже размазывание субстанции по темнику